Очень интересный комментарии и фото от вечерней Москвы [взломанный сайт] http://vmdaily.ru/news/2013/07/16/slavy … 05279.html
«Славянский базар-2013»: ох, нелегкая эта работа – из болота тащить поп-бегемота!
Фото: Михаил Садчиков - мл., специально для "Вечерней Москвы
В ночь с понедельника на вторник отзвенел 22-й «Славянский базар».
Гала-концерт закрытия был призван подтвердить факт модернизации популярнейшего фестиваля. Ведь перед началом фестиваля Президент Александр Лукашенко призвал устроителей «Базара» сделать его компактней, освободиться от балласта фонограммщиков и намозоливших глаза ТВ-персонажей, если они живут прошлым заслугами, а не везут в Витебск свежее, оригинальное, духовно наполненное искусство.
Ох, нелегкая это работа - из болота тащить бегемота! Российская попса, как огромная лоснящаяся «бегемотиха», мало того, что сама увязла в шоу-бизнес-болоте коммерсантов от музыки, фонограммщиков и пустоцветов, так еще и навязывает подобные замашки белорусским и украинским звездам. В итоге «Базар» за «Базаром» в Витебск едут одним и те же лица, везут затертые шлягеры, меняя только шикарные наряды… При этом пафоса хоть отбавляй – и не только на сцене, но и за кулисами. Это Эдита Пьеха, Вилли Токарев, Аль Бано, Елена Ваенга всегда отзывчивы, просты, демократичны. А напыщенная попсовая «звезда» может, спев под фанеру протухший шлягер, глазом не моргнув, прошмыгнуть мимо десятка телекамер и диктофонов журналистов (с таким же бэйджем участника фестиваля!), даже не поблагодарив хозяев за гостеприимство: «А у меня ничего нового не происходит! Мне не о чем говорить с журналистами!» Но если нечего сказать ни зрителям, ни СМИ, так зачем аккредитовываться в Витебск – лучше уступи место креативным коллегам, соберись с мыслями и приезжай, когда будет что спеть-сказать…
Но провести модернизацию «Славянского базара» сразу не реально: зрители, приученные к поп-штамповке, просто не поймут, что происходит, почему стало мало медийных лиц. Даже вождь народов, никогда не жаловавшийся на нерешительность, говаривал: «У меня нет для вас других писателей!» А Президент Путин, по рассказам Ларисы Долиной, когда певица в бытность свою членом президентского совета по культуре предложила применить жесткие меры к фонограммщикам, мудро улыбнулся: «Лариса Александровна, я все понимаю, но, боюсь, после таких мер одна Долина и останется на эстраде!»
Вот и концерт-открытия 11 июля показал, что лучше не стоит рубить сплеча, а модернизацию проводить с умом: не выбрасывая за борт героев вчерашних дней, а, объясняя им, что фестиваль ждет и от них, и от молодых свежих песен и идей, что былые заслуги не в счет, если речь, конечно, не идет о легендах, об иконах эстрады, таких как Эдита Пьеха, чья именная гранитная звезда пополнила в 2013 году Аллею у Летнего амфитеатра (ах, какая там славная компания: Алла Пугачева, София Ротару, Валерий Леонтьев, Владимир Мулявин и «Песняры», Игорь Лученок, Александра Пахмутова, Андрей Петров).
Но если концерт-открытие, традиционно проходящий в присутствии Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, все-таки должен быть по-хорошему помпезным, строгим, то в формате гала-концерта в честь закрытия, в ночь с 15 на 16 июля, у организаторов была возможность «развернуться», поэкспериментировать, удивить зрителя, подтвердив не случайность курса на модернизацию «Славянского базара». Что же получилось на самом деле?
Начнем с новых лиц. Их хоровод открыли свежеиспеченные чемпионы. Гран-при XI международного детского музыкального конкурса «Витебск 2013» 11-летняя Пресияна Димитрова исполнила «Адажио» так проникновенно, «глубоко» и мощно, что заставила дрогнуть сердца если не всех 6 тысяч зрителей Летнего амфитеатра, то мое уж точно. На фоне чудо-девочки обладатель Гран-при XXII международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск 2013» 25-летний поляк Михал Качмарек не выглядел так же безупречно, как во второй день конкурса, когда получал одни десятки, но в своей «мужской» версии коронного хита Уитни Хьюстон был вполне убедителен. На этом знакомство с лауреатами двух фирменных конкурсов «Базара» практически закончилось (если не считать «вдруг» появившуюся по ходу концерта 11-летню Аполлинарию из Белоруссии), что обидно: ярких голосов и лиц на нынче было немало, им бы дать возможность выйти на гала-сцену, уверен, они бы, как Пресияна Димитрова , затмили многих звезд! Такой формальный подход к конкурсам во многом обесценивает звание лауреата. На этом фестивале почему-то не было прошлогоднего победителя, да и других экс-чемпионов можно приглашать почаще – чем они сейчас живут, помог ли им «Славянский базар»? Зрителю это всегда интересно, и «Базар» призван не только зажигать, но и потом опекать новые таланты.
По ходу вечера молодые голоса продолжали радовать. Новая украинская звезда, ярко блеснувшая на «Евровидении», голосистая, подвижная, на сцене очень «легкая» Злата Огневич показала, с каким задором и фантазией можно исполнять народные песни в своей «Кукушке». Если Злату «пропустят» в российский шоу-бизнес, мало никому не покажется . Репертуарный диапазон крымской «гарнi дiвчiны» (родившийся в Мурманске, жившей в Петербурге, в Белоруссии, а потом в Крыму) – от джаза до классики, от фолка до «Дня Победы» (она еще и действующая солистка Украинского военного ансамбля песни и пляски). Впрочем, в российский шоу-бизнес Злата не сильно рвется, рассказала нашему корреспонденту, что мечтает если не о мировой, то, по крайней мере, европейской известности, и берет за пример «Тату» и Витаса… Хорош был в этот вечер и еще один украинский новичок Матиас, лирический и модный певец с ангельской внешностью. [взломанный сайт]
Россия на это «ответила» своими дебютантами. Александр Коган, засветившийся не так давно в туре вместе с Хулио Иглесиасом, спел бодрую шлягерную песню про… грустную любовь: «Кто придумал мир, в котором боль». Что же, любовь зла – запоешь с радостным лицом и про разлуку! Тем не менее, звучит Коган мелодично и задорно, выглядит свежо… Хуже когда о разлуке молодые поют обреченно, как будто не будет уже новых встреч, новых радостей. Порадовал публику и Андрей Баринов, свежий энергичный пародист. Правда, его номер звучал минут семь, если не больше, и маловероятно, что в таком объеме войдет в телеверсию, хотя того заслуживает.
А вот белорусские девушки и юноши в этот вечер выглядели не убедительно, пели большей частью ни о чем, выносили на сцену странные номера (Виктория Алешко и танцевальный ансамбль «Феерия» с пустоватой песенкой «Я твоя» в стиле «провинциального» латино). «Необязательностью» в подборе репертуара отличались и уже зрелые мастера. Колоритный, «самый большой и добрый» певец Валерий Скорожонок с группой «Братья славяне», выйдя на сцену вспомнил, что 25 лет назад впервые появился в Летнем амфитеатре, но юбилей «славянские братья» почему-то «отметили» битловской песней про тяжелый день, да еще в невнятном русском переводе. Петр Елфимов качественно спел песняровскую «Зачарованную», выдав оригинальный вокализ, но с какой вдруг кстати? «Зачарованную» он пел и в прежние годы, а было бы намного интересней услышать, чем живет победитель конкурса «Славянский базар 2004» сегодня, чего достиг, куда продвинулся?
Логично бы было, чтобы не только молодые, но и опытные мастера привозили на «Славянский базар» новые песни, знакомили с ними широкую публику. Но они замкнуты на давно запетых шлягерах. Вот приехала в Витебск из Петербурга Татьяна Буланова ради одной песни – факт похвальный, но спела советско-румынский шлягер «От зари до зари» Дана Спатару, который поет уже несколько лет подряд. Новый дуэт «Маэстро и Марина» известного композитора Александра Морозова и его супруги и продюсера предстал со старой доброй «Зорькой алой» («Не покинь меня, не покинь!») – этакое милое сердцу, но вовсе не обязательное для этого вечера, ретро. И таких примеров множество.
Почему вдруг эти песни появились в программе концерта-закрытия именно 22-го фестиваля, зачем уважаемым артистам, которые никак не засветились в программе нынешнего фестиваля специально приезжать в Витебск? Ответ прост: ради высокорейтингового ТВ-эфира на телеканале «Россия»! Эфир нужен и новым, и старым звездам. Но зачем это нам, зрителям Летнего амфитеатра, а также зрителям российского канала? Почему артисты решают проблемы поддержания своей популярности за наш счет?
Впрочем, нашлись и такие звезды, чье появление было вполне оправданно, и с точки зрения присутствия на фестивале, и с точки зрения репертуара. Две звездные семейный пары Леонид Агутин и Анжелика Варум, Владимир Пресняков и Наталья Подольская в завершающий день «Базара» сначала дали трехчасовой сольный концерт, где пели живьем, а вечером блеснули (хотя и под фонограмму) в гала-представлении. Леонид Агутин, отмечавший в Витебске свое 45-летие (певец родился 16 июля в Москве), представил на суд публике новую грустно-веселую балладу «Пора домой» про то, что не только нынешнее лето, но и его жизнь перевалила через «экватор». Анжелика Варум тоже привезла новый номер «Сумасшедшая», где явилась в парике пышноволосой блондинки и образе энергичной рокерши. Искренние рокерские мотивы внес в эстрадную ткань фестиваля и Владимир Пресняков в дуэте с неожиданно запевшим, с виду угловатым 22-летним Никитой Пресняковым, дебютировавшим на «Славянском базаре»: « Я давно не летал во сне, видно, ангел я был никудышный, ты не жди, не зови меня…» Резко похудевшая Наталья Подольская показала свою новую фигуру и танцевальные достижения в свежей игровой заводной песенке «Где ты, где, я тебя ищу по свету».
После успеха проекта «Один в один» многие зрители посмотрели на Юлию Савичеву по-новому, поняв, какие бездонные вокальные и актерские возможности есть в этом «воробушке», и теперь ждут от Юли столь же мощного своего хита. Но в Витебске этого не случилось, несмотря на то, что песня «Юлия» милая и трогательная. А вот Тимур Родригез не перестает приятно удивлять своими мини-шоу: «Героя» он пел на английском, с суровым выражением лица, космическим костюмом с «подсвеченными» вставками, в обуви со «светящимися» подошвами, при этом стильно и органично двигался. На подъеме и Влад Соколовский, представивший энергичный номер «Мир сошел с ума вместе с нами»: вчерашний розовощекий мальчик обзавелся небритостью, стал лучше двигаться, явно нацелен на хит. Так что берегитесь, господа Билан и Лазарев, как бы вас не подвинул Влад Соколовский!
На этом открытия в рамках гала-закрытия фестиваля закончились. Даже Лариса Долина, председатель жюри, почему-то решила вспомнить хит пятнадцатилетней давности «Стена», хотя у певицы богатейший репертуарный пасьянс. Впрочем, Долина нынче увлечена не эстрадой и джазом, а мюзиклами, и в ближайшее время дебютирует на Бродвее, в роли Мамы Мортон в мюзикле «Чикаго», а осенью появится еще и в новой московской версии этого мюзикла.
По традиции гала-концерт завершила песня про мир и дружбу, исполненная всеми участниками концерта со счастливыми лицами и горящими глазами. Все бы хорошо, но в этот момент на сцене наш корреспондент не обнаружил новоиспеченных победителей Пресияну Димитрову и Михала Качмарека. Может быть, уже уехали по домам, или им так «намекнули», что Гран-при – это еще не повод влиться в звездную эстрадную обойму?!
Телеверсию концерта-закрытия 22-го «Славянского базара» смотрите по каналу «Россия» 16 июля в 22.45.