- Если сравнивать с СТБ, задачи действительно отличались. Последний год моей работы на канале был связан непосредственно с проектом «Битва талантов». Это очень интересная разработка СТБ - нереально крутое игровое шоу, в которое должны были вернуться герои «Талантов», «Х-Фактора», «Танцев», чтобы попробовать себя в новом амплуа и побороться за деньги. Конкурсы сумасшедшие, все сделано в стилистике Тима Бертона, безумно сложный реквизит, декорация в виде стадиона (участникам нужно было бегать) и все это - в павильоне. То есть, мы понимали, что по масштабам это фактически «Красное или Черное», но интереснее, красочнее, с интересными историями. И проект не запустился только потому, что был очень дорогим. Я работал руководителем проекта, и благодарен Владимиру Бородянскому, что он в мои 23 доверил мне такую сложную миссию.
Руководитель проекта на СТБ - это человек, который занимается проектом в целом, координирует его. Естественно, он больше углублен в творческую составляющую (сценарий, набор команды, работа с героями), но в то же время этот человек постоянно работает в тесном контакте с исполнительным продюсером над бюджетом, таймингом и КПП. Для меня это шикарный опыт, после чего я хорошо знаю, что такое график, штат, бюджет, на что можно тратить деньги, на что нельзя, на чем лучше сэкономить, на чем лучше не экономить, как лучше выстраивать производство, потому что на СТБ каждый шаг очень жестко контролируется, благодаря чему проект выходит максимально рациональным, экономичным и качественным.
- А на «Битве хоров»?
- Тут креативный продюсер работает в связке с исполнительным продюсером, но при этом занимается, скорее, творческой работой. Это набор всей творческой команды, организация стратегии, процесса, как это должно выглядеть, какие у нас должны быть герои - то есть, проработка всего с творческой стороны. Исполнительный продюсер работает с тобой в связке, но, фактически, он существует отдельно, работая над бюджетами, КПП, таймингами. Такой проект Sister`s не делал никогда, поэтому мы с исполнительным продюсером Оксаной Школобердой работали в очень тесной связке. КПП мы составляли вместе, я вносил какие-то технологические коррективы, потому что мне было, с чем это сравнить. Бюджетом Оксана занималась самостоятельно: у меня были вопросы и предложения, но в связи с моим функционалом я не мог это модерировать. Ну и команда: мне нужны были люди, и они пришли вместе со мной на проект, за что я им очень благодарен. Это стопроцентные профессионалы.
- Люди с СТБ?
- Не только. У кого-то на тот момент назрел вопрос с СТБ, кто-то собирался уходить. То есть, я никого не перетягивал, не предлагал большую зарплату или лучшие условия, нет. Я четко понимал, что СТБ - это, как бы там ни было, родной дом, и я не могу так поступать. Люди уходили с СТБ только потому, что у них назрел вопрос дальнейшего развития, и они хотели уйти. Некоторые люди уже работали в продакшене, и тоже стали частью команды «Битвы хоров», между прочим, тоже очень толковые телевизионщики. Я же привел на «Битву хоров» людей из разных компаний. Но учитывая, что рынок у нас маленький, а СТБ огромный, все эти люди в свое время прошли через СТБ. И хорошо: кто бы что ни говорил, но школу, которая дается там, ничем не заменишь.
- Что еще ты сделал в проекте?
- Проект очень сложный, потому что это не просто вокальное шоу, где есть 12 героев, которых нужно вести к победе и рассказывать их истории зрителям. Это 8 больших хоров. И мы с главным режиссером шоу Аллой Грушко, музыкальным продюсером Еленой Чукиной, линейным продюсером Татьяной Писанкой долго думали, как реализовать формат. Было очень много споров, многие вещи приходилось отстаивать: к примеру, мы отстояли кастинги, решив, что составим каждый хор из самых интересных персонажей и линии этих персонажей будем вести до конца. Все эти полгода проект становился на ноги, потому что когда я пришел, никто четко не понимал, как его делать. Мы с командой проработали всю схему, выстроили технологию и в итоге полностью отошли от формата.
- А как форматчики отреагировали на такой поворот?
- Нормально. Мы долго общались, но в итоге они оказались довольны тем, что мы предложили, и надеются, что другие страны, возможно, пойдут нашим путем. Они рады кастингам, рады нашей технологии, хотя какие-то вещи отвоевать не удалось.
Для меня это огромная школа, потому что все выстраивалось с нуля - технология производства, схема, как мы проводим предкастинг, как отбираем хоры. Нужно было очень серьезно поработать над музыкальной частью - найти в этой стране человека, который знал бы, что такое хор, и при этом понимал бы, что такое телевидение. Это тоже непростой процесс, но в итоге через Джамалу мне удалось выйти на Рубена Толмачева. Я очень рад, что он пришел на проект и привел с собой хормейстеров, один из которых - его прекрасная жена... То есть, мы выстроили технологию, нарисовали лого, графику, набрали всех героев, утвердили репертуар, прорисовали сцену. Ну, и сняли кастинги, что тоже непросто, потому что тут не было трех судей - все держится на одном наставнике. Кастинги, в отличие от других шоу, снимались не в павильонах, а на открытых площадках (тоже наша идея). Герои подобрались с очень крутыми историями, и я учил команду относиться к ним по-доброму, не быть равнодушным, чувствовать сердцем историю каждого. Тала Онищук когда-то учила меня, что своих героев нужно любить. Сначала (4 года назад) я не понимал, как это, но когда, подбирая героев, ты живешь их историями, это действует - люди по-другому раскрываются. И сценаристы их истории раскрывают по-другому, потому что они прожили все это время вместе с героями, прочувствовали каждого. Я ушел из проекта, но все наши герои мне уже три дня без перебоя пишут о том, как им было хорошо и комфортно, как жаль что покидаю проект. И я понимаю, что не зря мы выстроили такой добрый подход, человеческий подход. Он работает!
- А когда ты окончательно решил, что надо уходить?
- Последнюю неделю я чувствовал, что что-то произойдет, даже предупредил ключевых людей на проекте, что может так случиться, что я уйду. Никто не хотел в это верить, хотя все понимали, что существует напряженная ситуация, некий конфликт. К концу прошлой недели после нескольких встреч с Викой и Мариной я понял, что уходить буду. Вопрос заключался в одном - когда именно. Естественно, покидать проект мне не хотелось, потому что я за него несу ответственность. Но с другой стороны, проведя определенное количество переговоров, встреч, проанализировав ситуацию, ошибки одной и второй стороны, я принял решение прекратить заниматься этим проектом и остался честным перед собой.
Я считаю, что было сделано очень много: если технология и структура не будут меняться, если никому не будут мешать делать то, что они делают, то проект получится хорошим. Я верю в команду, они верят в меня, на данном этапе каждый из них способен вытянуть проект без моего участия. Для большинства из них мой уход неприятен, но они прекрасно понимают сложившеюся ситуацию. Спасибо им за это.
- Так почему возник конфликт?
- Я уже сказал, что не люблю выносить сор из избы. Но у нас возникли определенные творческие разногласия: как это должно выглядеть и как будет реализовано. Есть вещи, с которыми я не могу мириться, как профессионал, потому что знаю: если мы пойдем, условно говоря, не налево, а направо, мы можем многое потерять. Возможно, мой опыт не столь глобален, но как креативный продюсер, я имею право это сказать. Кроме того, за последние три дня я услышал, что со мной очень сложно работать...
В чем-то я непростой человек, но я всегда толерантен и иду на компромиссы. С настоящим профессионалом всегда непросто работать, потому что ты настаиваешь на своем - для этого тебя пригласили на работу. Помните, как говорил Стив Джобс, которого уже все сто раз пересказывали? Я приглашаю людей, чтобы они работали, а не чтобы я все за них делал и принимал решения. Кроме того, я формировал команду из специалистов - в режиссуре, в сценарном искусстве, в музыке. И ты знаешь, что если ты где-то заработаешься, и что-то пойдет не так, эти люди свой кусок работы вытянут. Со временем я понял, что переделывать все за всех - это дорога в никуда, ты просто сойдешь с ума на таком большом проекте. Потому я всегда искренне рад, если человек в своей области силен, возможно, даже круче меня.
- То есть, Марина и Виктория пытались очень жестко контролировать процесс и навязывать свои идеи?
- Они контролировали, но это нормально, потому что они - руководители продакшена. Я благодарен им за возможность заниматься проектом. Но для меня важно, не вдаваясь в подробности, чтобы меня слышали.
- Люди, которых ты привел в проект, остаются или уходят вместе с тобой?
- Для меня все они стали семьей - даже те, с кем мы раньше не работали. Они очень устали (бывало, месяцами спали по 2 часа в сутки), но сейчас неправильно кого-то срывать - важно, чтобы люди доработали и закончили проект. Прежде всего, это важно для меня. Но при этом я понимаю, что если у кого-то из них будут проблемы, я с удовольствием заберу их к себе - на новый проект. Очень хорошо, когда есть люди, в которых ты уверен, с которыми ты прошел хорошую школу и многому научился. Естественно, существуют и мои ошибки, над которыми нужно поработать. Но для меня это было настоящее реалити внутри проекта, которое закаляет. И если ты выбываешь из него раньше, это не означает, что ты - не победитель.
- А кто будет закрывать твою работу в проекте?
- В продакшене много неплохих людей, и я рад, что познакомился со многими из них. Например, Саша Ткаченко - очень крутой профессионал... Есть шеф-редактор проекта - человек Sister`s Наташа Сукач: возможно, она будет продолжать. Возможно, Марина Городецкая... не знаю.
- Ты распрощался с проектом и продакшеном. А с каналом?
- Хочу четко заявить, что мы не сработались по определенным творческим и стратегическим вопросам с Sister`s Production, но не с «1+1». Не сошлись конкретно с Мариной и Викой, но не с каналом, к которому у меня нет претензий и с которым, возможно, мы продолжим работу. Сейчас я не хочу конкретно говорить, потому что есть несколько разных предложений. Пока что я веду переговоры и пытаюсь понять, что для меня интереснее и перспективнее. Кроме того, уходя, я сказал Марине и Вике, что рынок маленький, и непонятно, что будет дальше. Конечно, в ближайшее время мы работать вместе точно не будем, но я не злопамятный (многие свои качества я не люблю, а вот это люблю). Многое может произойти, и стараюсь компромиссно относиться к людям, как в работе, так и в личной жизни. Я считаю, что закрывать двери перед кем-то - очень неправильно. Но на данном этапе - правильно (улыбается).
Надеюсь, в ближайшее время Владимир порадует нас хорошими новостями. Ну а пока что желаю ему удачи в переговорах.