Очень интересное интервью, спасибо просветлили
Олег Боднарчук о плагиате Ионовой и полной перезагрузке «Голоса»
Когда старого коня меняет новая метла, кто поручится за качество борозды? После перехода Ирины Ионовой на «Интер», руководство Плюсов озадачилось поиском новой команды для четвертого «Голоса». Вакантное место в творческой конюшне проекта заняли уже знакомые вам лица во главе с креативным продюсером проекта Олегом Боднарчуком. Новое амплуа известного режиссера-постановщика - отличный повод выведать у него все самое интересное о кухне нового сезона.
- Олег, как получилось, что вы стали продюсером « Голоса»? Кто предложил?
- Ко мне поступило неожиданное предложение от руководителя « 1+1 продакшн» Виктории Лезиной-Масляной стать продюсером этого шоу. Это показалось интересным, потому что моя работа в какой-то степени уже стала монотонной, однообразной… Предложение поступило как раз в тот момент, когда я думал, где бы еще себя проявить. Но поскольку телепроекты, в которых я работал, отчасти приходилось продюсировать – заниматься подбором команды, выбором песен, раскрытием участников, подбирать костюмы, придумывать интересные ходы в шоу - я понял, что уже в какой-то степени владею этим (продюсерским, - МН) ремеслом. В общем, я подумал, почему бы и нет?
- Вы будете координировать работу режиссера в проекте? И кто будет режиссером «Голоса»?
- На самом деле, у нас будет три последних прямых эфира, когда номера участников надо будет ставить, и мы еще не решили, кто этим будет заниматься. Либо это будет человек, которому я полностью доверяю, либо это буду я.
«Кто станет режиссером прямых эфиров - еще думаем»
- То есть, будете совмещать две должности?
- Ну, поскольку речь идет только о трех эфирах, то, может быть, и так.
- Как вы совмещаете работу постановщика номеров в «Как две капли» и креативного продюсера в «Голосе»?
- Проект «Как две капли» уже закончился. 22-го у нас будет последний эфир, и, в принципе, он уже готов.
- Но «Голосом» вы занимаетесь уже давно...
- Да, я параллельно занимался «Голосом», потому что мы начали работу над ним еще в августе. Я проводил несколько дней на Плюсах, несколько - на « Украине». Это был бег по кругу (улыбается).- А как же выходные?
- Да какие выходные! А параллельно у меня еще около трех проектов было: концерт Ани Лорак, большой проект с Тиной Кароль мы сейчас готовим… Это мой обычный режим.
- Как параллельная работа согласовывается с руководством «1+1» и «Украины»?
- Знаете, никак. И те, и другие мне вопросов не задавали. В контрактах нет пункта, что я работаю эксклюзивно. Я занимаюсь этими проектами на условиях фриланса - и там, и там. Свободный художник (улыбается).
- Не страшно было браться за четвертый сезон – зрители уже подустали от шоу, нужно изощряться, чтобы их заинтересовать.
- Очень страшно и очень заманчиво. Я работал на многих проектах, и могу сказать, что когда проект начинается, ты определяешь его лицо, как это будет выглядеть эстетически, по смыслу. А когда проект имеет уже какую-то свою историю, и вдруг в него нужно вдохнуть новую жизнь, это сложнее, но интереснее.
- Как вы «принимали дела» у Ирины Ионовой. Общались с ее командой, советовались?- Нет, мы не виделись. Я отсмотрел все программы трех сезонов, на основе этого сделал какой-то анализ, посмотрел, как этот формат реализован в мире, в России, сделал выводы, и дальше мы придумали какой-то свой путь, которым пойдем в четвертом сезоне.
- То есть, Ионовой даже не звонили?
- Конечно, нет. Мало того, я делал все, чтобы мне не пришлось спрашивать у нее совета.
- Почему?
- Мы с ней не знакомы. Но теми моментами в работе, в которых пришлось соприкоснуться, я очень недоволен, а именно, меня удивляют некоторые подходы Ирины к производству. Когда я работал над концертом Ани Лорак, телеканал « Интер» в лице Ионовой предложил нам свою съемочную группу, с которой мы провели большую подготовительную работу перед шоу. И вдруг за несколько дней до концерта всю операторскую команду во главе с главным оператором Ионова забирает на другое мероприятие.
«И вдруг за несколько дней до концерта Ионова забирает всю операторскую команду!»
Сначала нас просят самим поискать новую сьемочную бригаду, а потом, в спешке, приводят других людей - кого смогли найти. В итоге, телевизионщики не успели вникнуть в происходящее на сцене (а постановка была очень сложной) и, в результате, я не понял, почему весь концерт краны стояли на месте без движения, телега все время снимала в расфокусе, инженеры ПТС не следили за пересветом в кадре и т.д. И когда мы все эти вопросы задали Ионовой, она ответила, что ее все устраивает. Мне такие подходы к делу не понятны.
Также странно было увидеть мою декорацию из премии « Муз-ТВ» (июнь 2013) на новогодней интеровской «Песне года».
Об этом Олег даже написал в своем Facebook, прикрепив к гневному посту соответствующий макет
Фрагмент уже «живой» декорации «Песни года» на «Интере», съемки которой проходили в начале декабря под руководством Ирины ИоновойА так оформили сцену для премии «Муз-ТВ-2013», которую снимали этим летом под руководством Олега Боднарчука. Найдите десять отличий... Кстати, Боднарчук - спец по перезагрузкам: это слово фигурирует в названии не только четвертого «Голоса», но и уже упомянутой российской музыкальной премии
- Вы придумали несколько нововведений: кастинги в регионах, новый подход к подбору участников... А как на все это отреагировали форматчики?
- Скептически (улыбается). Они не разрешали обновлять панель жюри, потому что по формату в следующем сезоне можно поменять только одного человека, и то - с их согласия. А мы сказали, что раз у нас начинается перезагрузка, и мы планируем еще раз привлечь внимание зрителя к этому проекту и дать какой-то посыл, что много чего будет сделано по-другому, по-новому, то нам это просто необходимо. И они нам разрешили.
- Как они отнеслись к выездным кастингам?
- Положительно. У них никто такого никогда не делал, но они все же не выступали против.
- А форматчики вообще в курсе, что у вас поменялась команда? Или их это не должно касаться?
- Наоборот, они спрашивали: «Зачем вы все меняете?». А мы им объясняли, что пришли новые люди, что есть необходимость вдохнуть в проект новую жизнь, что у нас есть другие, новые подходы, и мы должны их реализовать. То есть, с помощью информации о новой команде мы наоборот пытались выбить у них какие-то преференции по поводу реализации наших принципов.
«Мы выбивали преференции у форматчиков»
- А были какие-то идеи, которые они категорически отвергли?
- Да - касаемо количества прямых эфиров, слепых прослушиваний. Но это мелочи, мы согласовали их очень быстро - пошли на компромисс.
- О чем конкретно идет речь?
- Мы хотели на одно слепое прослушивание больше, они сказали: «Нет, давайте их будет шесть». Мы хотели, чтобы каждый тренер выбирал 12 участников, они настаивали на 14-ти. В общем, это какие-то не принципиальные вещи, на которые мы легко согласились. Самое главное мы отвоевали и несем за это полную ответственность в итоге.
- Политические события в Украине как-то отразились на кастингах?
- Да, как ни странно. Я подумал: «Как хорошо, что мы поехали по городам, потому что если бы мы две недели отбирали участников в Киеве, мне кажется, половину из них не отпустили бы родители из-за Майдана».
- А приходили ребята с патриотическими, революционными песнями?
- Вы знаете, было. Сегодня из Москвы приехал один участник: пришел в вышиванке, а в репертуаре у него - Вакарчук, Тина Кароль, Ани Лорак. Оказалось, он очень любит Украину и собирается сюда переезжать в ближайшее время. Говорит, мол, слежу за шоу-бизнесом, за всеми событиями, очень нравится ваша страна. Представляете? В общем, патриотизм неожиданно из России к нам приехал.
- Перед кастингами вы ездили по филармониям, театрам, чтобы привлечь новых участников. Как это происходило?
- Лично я - нет. Ребята из кастинг-отдела приходили к руководству театров, объясняли, что нам очень нужны красивые, уникальные украинские голоса, и мы просим разрешения повесить наши афиши и встретиться с некоторыми актерами, музыкантами. Даже на спектакли ходили в драмтеатр, чтобы посмотреть на актеров, которые наверняка не планировали принимать участие в «Голосе». Это взрослые, характерные люди, и наши ребята пытались их убедить в том, что их голос будет услышан, что они очень нужны нам, а мы - им.
- Сработало?
- В некоторых случаях - да.
- Расскажите о новой студии проекта.
- Да, будет новая студия. Мы остались в том же павильоне, но усовершенствовали декорации: внедрили большое количество экранов, пересмотрели схему света, много чего поменяли, вплоть до того, что даже кресла будут новые. Форматчики отнеслись к этим изменениям нормально.
- Ведущие остаются те же?
- По ведущим вопрос пока открыт, думаем.
- То есть, скорее всего, измените?
- Мы можем поменять все, что угодно.
- Каковы были критерии в выборе судей?
- Какие, в принципе, стоят требования перед судьями? По формату, это должны быть артисты/продюсеры/композиторы, чьи произведения занимают или занимали первые строчки в хит-парадах. Также есть какие-то телевизионные требования: чтобы человек был «телевизионно» обаятелен, чтобы у него были амбиции стать музпродюсером… Например, взять Лазарева. Он в своем творчестве ориентируется на какие-то мировые стандарты, все время старается расширить свою аудиторию, 90% его песен на английском языке - в общем, он нам показался в этом смысле очень интересным и, пообщавшись, мы поняли, что у него есть интерес именно к этому проекту. Ани Лорак - на сегодня самая успешная певица не только в Украине, но и в России. Для нас очень большая честь, что она согласилась стать наставником «Голоса страны», у нее сумасшедший гастрольный график, и эти даты, в которые мы проводим съемки, приходилось просто «выгрызать». Ради участия в «Голосе» она отменила несколько концертов. Я в какой-то степени воспользовался нашими дружескими отношениями (мы очень сдружились, когда работали над ее сольной программой) и просто ее уболтал, хотя потом она сказала: «Я бы ошиблась, если бы не согласилась. Это интересно и это мне нужно». Тамара Гвердцители. Я вам скажу честно, это моя давняя любовь. Я не пропустил ни одного ее концерта, которые были в Украине. Это такие программы, которые не показывают по телевизору, она существует как-то особняком. Это музыкант до последней клеточки своего тела, половину концерта она вообще проводит за роялем, поет на иностранных языках, много ездит по Европе с известным композитором Мишелем Леграном, который выбрал ее для совместных гастролей - у них был тур… И мне показалось, что на роль такого гуру в музыке она очень подходит.
- Кого сложнее всего было заполучить? Возможно, дороже…
- Тяжелее всего было с Ани Лорак из-за гастрольного графика. А гонорарная часть договоренностей не в моей компетенции.
- Прежде чем открывать зрительское голосование за четвертого члена жюри, вы разговаривали с его участниками – тренерами прошлых сезонов?
- Нет. Мы изначально ставили вопрос таким образом, что человеку, которого выберут зрители, мы сделаем предложение стать тренером четвертого сезона. Потому что договориться сразу с десятью потенциальными тренерами и попросить у них зарезервировать какое-то время было бы очень сложно.
- Зрители выбрали Вакарчука. Вы уже проводили переговоры? Что будете делать, если он не согласится?
- Если не согласится - предложим следующему, кто занял второе место, третье, четвертое.
- Вам не это не показалось рискованной затеей? Например, Диана Арбенина и Стас Пьеха публично заявляли, что больше не будут принимать участие в «Голосе», Вакарчук тоже намекал на это…
- Вы знаете, Арбенина говорила это после первого сезона и успешно участвовала во втором. А с другой стороны, у нас не было выбора, потому что как только мы объявили имена троих судей, и пока четвертое место было вакантным, тут же посыпались всевозможные жалобы на сайт, ко мне лично в Facebook, к ребятам из кастинг-отдела: «Верните Тину Кароль, верните Скрипку, что вы себе придумали, кого на кого вы поменяли?» и так далее. Мы были обескуражены огромным количеством возмущений и приняли, на мой взгляд, правильное и оригинальное решение: вернуть кого-то одного из «старых» тренеров, кого выберут зрители. После голосования мы официально сделали предложение Вакарчуку, но он до сих пор не дал ответа. Нам его пресс-служба сообщила: «Предложение рассматривается». То есть, это ни да, ни нет. Мы спрашиваем: «Когда вы дадите ответ?». А они: «Мы сейчас не можем заниматься этим вопросом».
- Как будете убеждать? Не было мысли подъехать к нему лично и поговорить с глазу на глаз?
- У него пока нет возможности с нами встретиться. Сами понимаете, почему.- Во время третьего сезона за кулисами ходили слухи, что со Святославом очень сложно работать. Вы знаете, каково с ним сотрудничать? Может, работали за пределами телепроектов?
- Нет, не знаю. Но я работал с очень многими артистами, даже с Пугачевой, и после этого мне вообще ничего не страшно. После Аллы Борисовны в частности (смеется).
- Чем же она так страшна?
- О, это жесть! (смеется) Когда мы работали над Рождественскими встречами, я познал всю полноту эмоциональной палитры человека. А последние три дня репетиций я бы с удовольствием вычеркнул из своей жизни. Вот сейчас думаю, как это все можно в приличной форме вам рассказать, и не могу найти словесного эквивалента своим эмоциям. Она трощила все, она… Ммм, не могу больше говорить. У меня, если честно, мандраж начинается.
- Если бы она предложила…- Нет, нет, нет! Поработать с ней, вы имеете в виду?
- Да.
- Нет, никогда в жизни. Я купился на имя, больше такого не будет.
- Вернемся к «Голосу». Святослав Вакарчук в одном из интервью сказал: «Как раз в прошлом сезоне я был в жюри украинского «Голоса». Там, конечно, много искусственного, наигранного. Я привык быть самим собой, а там все подчинено правилам, даже поведение членов жюри». Согласны с этим?
- Мне трудно говорить о прошлом сезоне, потому что я не знаю его изнутри. Но понимаю, что есть какие-то законы телевизионного производства, и они неизменны во всем мире: когда могут наставника попросить быть активнее, эмоциональнее. И я предполагаю, что его свободолюбивая натура не всегда воспринимала эти коррективы со стороны телевизионных продюсеров. Наверное, он говорил именно об этом.
- А как вы будете строить работу с судьями?
- Очень хочется, чтобы на экране были живые люди, чтобы они с любовью встречали героев, которые идут к ним с надеждой на свое будущее. Потому что для каждого из них участие в этом шоу может стать главным событием в жизни, оно может решить их дальнейшую судьбу. И нам очень импонирует западный вариант «Голоса», когда вдруг кто-то из наставников от переполнения эмоциями встает на кресло, нажимает ногой на кнопку… Агилера, по-моему, когда ей кто-то нравился, подымалась с этого кресла, садилась у ног участника, обнимала его – и не боялась преклониться перед талантливым человеком! Они там все обнимаются, целуются - это прекрасно. А я знаю, что, кажется, в прошлом сезоне (украинской версии, - МН) продюсеры просили наставников соблюдать какую-то субординацию: вы - в кресле, участник - на сцене, особо обниматься не надо. Мне хочется, чтобы все эмоции, которые есть, были видны с экрана, чтобы не было ничего искусственного.
- Такая эмоциональность в американской адаптации - больше заслуга тренеров или продюсеров?
- Ну, начнем с того, что на западе вообще люди другие - они более открытые. Там стоит только посмотреть, как родственники реагируют первому повернувшемуся креслу - они выпрыгивают из этой студии, лезут на стены, на этот телевизор, они начинают душить от счастья этого ведущего… Это какие-то сумасшедшие эмоции! И то же самое касается участников с тренерами - если исполнитель проходит, то он уже не может стоять на ногах из-за того, что чувства переполняют, тренер счастлив, что его выбрали… Все в экстазе от торжества таланта и музыки. Нам бы добиться такой «сумасшедшей» атмосферы - в хорошем смысле этого слова. Атмосферы и соревнования, и творчества, и любви.
- Каким образом вы, как продюсер, собираетесь реализовать эти желания?
- Надо общаться между собой все время, ориентировать судей на такой формат. Психологи должны работать с участниками, чтобы ни у кого не было никаких зажимов, чтобы они себя чувствовали свободно, чтобы на площадке царила доброжелательная атмосфера.
- В одном из интервью вы рассказывали: «Для того, чтобы окончательно сформировать тренерский состав «Голоса страны», мы вели переговоры с разными исполнителями, среди которых были Григорий Лепс, Юрий Шевчук, Валерий Меладзе...». Ясно, что тренерами они уже не будут, но все же интересно - они согласились на участие?
- По-разному. Меладзе не согласился, Шевчук, по-моему, был готов разговаривать, но на каком-то следующем этапе интересы не совпали. Лепс - нет.
- Плюсы вели переговоры с Сергеем Шнуровым. Он отказался?
- У проекта переговоров с ним не было, но была такая сумасшедшая идея. Не моя - она мне никогда не нравилась.
- Это была идея руководства канала?
- Я не знаю.
- Музпродюсером проекта будет Руслан Квинта. Приглашали ли Константина Меладзе или сразу отказались от этой идеи?
- Когда мы начали работу над «Голосом», он вплотную занимался проектом « Хочу в ВИА Гру» и еще одним - на «Интере» (« Одна семья», - МН). Мы даже не рассматривали его кандидатуру еще и потому, что он сам отказался от третьего сезона.
- А почему именно Квинта?
- Потому что мы считаем его очень перспективным, талантливым, молодым и, тем не менее, состоявшимся человеком. У него тонкий музыкальный вкус, классическое образование, его опыт работы с Софией Ротару, Билык, Могилевской и другими артистами очень успешен, многие его песни стали всенародно любимыми...
- У Руслана тоже будет публичная роль в проекте? Меладзе в «Голосе» давал подсказки на камеру, его периодически показывали на экране.
- Да. Он не будет за кадром, но могу сказать, что роль музпродюсера в случае с Константином Меладзе по формату совсем не такая. В аналогичных проектах за рубежом никто даже не знает, кто музыкальный продюсер проекта. В нашем случае с Русланом - он будет публичным.
- Какой репертуар ждет зрителей, на что будете делать упор?
- Репертуар, в первую очередь, должен раскрывать вокальные и артистические возможности наших участников. Поэтому, когда мы просим исполнить 3-4 произведения, ориентируемся на то, чтобы человек себя полностью показал - уже в первом куплете песни. Учитывая формат «Голоса», у него не будет другой возможности произвести впечатление на жюри.
- Не планируете заниматься раскруткой участников после проекта?
- Нет, потому что это не моя профессия.- Не лично вы, я говорю о канале, как, например, это делает СТБ. Это могло бы привлечь больше талантливых вокалистов в проект.
- Нет, пока что тоже нет. У СТБ для этого есть продюсерский центр, но, тем не менее, они пока еще никого не раскрутили, давайте по-честному. Понимаете, для того, чтобы человек стал звездой, он должен соответствовать определенным критериям - и это не только голос. Когда я работал на « Фабрике звезд», продюсеры отбирали потенциальных участников по монитору, смотрели, телегеничен ли он, харизматичен ли, а голос занимал чуть ли не четвертое-пятое место в этом списке. И потом, когда «Фабрика» заканчивалась, карьера этих людей продолжалась - мы сейчас говорим о Дантесе, Олейнике, Эрике, Шуринсе, Матиасе и так далее. На «Голосе» же, мы смотрим на совершенно другие грани таланта человека – для нас первичны его вокальный потенциал, диапазон, индивидуальность, харизма. Мы изначально не набираем потенциальных звезд - мы ищем голоса. Точно так же и у « Х-Фактора» сейчас не получается раскрутить никого из победителей, потому что никто не смотрел на лицо, актуальность, магнетизм, который сможет привлечь зрителя, - смотрели на характер, судьбу, вокал. А потом удивляются - почему они не становятся звездами? Да потому что по формату судьба героя ограничивается рамками проекта, это история человека на три месяца! Если бы стояла иная задача - делали бы все по-другому. Нужно ставить вопрос изначально: зачем мы набираем людей - для того, чтобы делать шоу драматических судеб, или для того, чтобы сделать продюсерский центр и потом зарабатывать на этих участниках? Соответственно, выстраивать после этого критерии отбора исполнителей. Если бы было так, то многих, кому мы сейчас в «Голосе» отказали, надо было бы возвращать. И наоборот.
Надеюсь, новая команда «Голоса страны» оправдает мнгообещающее расширение «перезагрузка» в его названии. Пока, кажется, цели у ребят правильные, и путь к ним они видят четко.